«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»

  

Проекты и проектные задачи

Личный дневник обучения
Замысел проектной задачи
Центральным действием при решении проектной задачи является создание карты «Животный мир Земли». Для того чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо создать кар­ту, расселив животных, занесенных в Красную книгу, в места обитания
Данная проектная задача рассчитана  на работу в  малых группах. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 20 мин.
Предметы: окружающий мир, экология, ИЗО
Возраст: 3 класс
Описание проектной задачи
Сегодня, в связи с крайне агрессивной антропогенизацией нашей планеты, а также с тем, что природа все больше и больше страдает от результатов деятельности человека, засоряющего её различными техногенными отходами, а зачастую и просто своего легкомысленного отношения  к флоре и фауне, многие виды животных, испокон веков обитающих на различных территориях Земли, оказались на грани вымирания. Чтобы восстановить популяцию исчезающих видов, многие заповедники России взялись за искусственное разведение этих животных.
Вам предлагается создать карту «Животный мир Земли», расселив животных из заповедников по территории Земли, используя следующие материалы:
1.Описание некоторых животных и условий их местообитания в океане

Красный или горный волк

Длина тела до 1 метра, вес от 12 до 21 кг, внешне напоминает лису, собственно за это и пострадал. Горе-охотники, не особо разбирающиеся в тонкостях зоологии, подвергли этот вид массовому отстрелу.  В основном, горный волк привлек людей своим красивым пушистым мехом, ярко-рыжего окраса и отличительной «изюминкой» — кончиком хвоста , который в отличии от лисьего, имел черный цвет
Кулан
Подвид дикого азиатского осла, на данный момент в природе практически не встречается. Отдельные особи были зафиксированы в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Сивуч

Трехметровый тихоокеанский ушастый тюлень, ареал обитания — Курильские и Командорские острова
Амурский горал

Подвид горного козла, обитает в Приморском крае, представители этого вида держатся вместе небольшими группами — от 6 до 8 особей. Численность этого вида на территории России невелика — примерно 700 особей



Модуль 3
Уважаемый директор зоопарка!
Я хочу посоветовать для вашего зоопарка приобрести два вида пингвинов очкового и галапагосского, т.к. эти виды обитают в климатическом поясе, где среднегодовая температура близка к среднегодовой температуре в Австралии. Для других двух видов - императорских и королевских пингвинов, сложно создать условия для содержания в зоопарке, так как эти пингвины в естественных условиях обитают при отрицательных температурах.


Модуль 2

Проект «Азбука питания»

         Проблема                                                                                                                                         
Питание обеспечивает основные, жизненные функции организма. Знание и соблюдение законов правильного питания – основа здоровья. Особое значение это имеет в детском и подростковом возрасте, когда происходит формирование основных жизнеобеспечивающих систем организма.
К главным законам питания относится влияние продуктов питания на состояние здоровья человека.
К сожалению, учащиеся начальной и основной школы не осознают важность и необходимость соблюдения этих законов. Это связано, в первую очередь, с незнанием учеников в данной области

              Планирование                                                                                                                           
1. Подготовительный этап 
2. Основной этап (Введение в проект, выполнение заданий, исследование)
3. Заключительный этап (презентация и контроль)

            Поиск информации                                                                                                                     


                  Продукт                                                                                                                                 

1. плакаты «Вкусной и здоровой пище - ДА, химии - НЕТ! »
2. Составление меню

           Презентация________________________________________________________________

Классный час "Разговор о здоровом питании"

   Портфолио проекта                                                                                                                             


Краткое содержание проекта

Краткое содержание проекта
Проект направлен на формирование у детей основ здорового образа жизни, ознакомление с правильным выбором продуктов питания. В результате реализации  проекта дети  смогут сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов. В результате исследовательской работы выявят пагубное воздействие нездоровой пищи на живой организм.
Предмет(ы)
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительное искусство.
Класс(-ы)
3 класс
Приблизительная продолжительность проекта
2 недели
Основа проекта
Образовательные стандарты
Учебно-исследовательский проект "Азбука питания" может быть реализован в рамках ФГОС второго поколения в предметной области "окружающий мир". Кроме этого, стандарт нового поколения предусматривает освоение Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Проект позволит организовать такую деятельность детей, которая пробудит желание заботиться о своём здоровье, сформирует установки на здоровое питание. Развитие речи, окружающий мир, изобразительное искусство несут в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данных учебных занятий, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника. Поможет детям и взрослым и взрослым сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные:
- осознают личную ответственность за свои поступки и, как следствие, своё здоровье
- усовершенствуют навыки сотрудничества
- сформируются установки на безопасный, здоровый образ жизни
метапредметные:
- освоят способы решения проблем творческого и исследовательского характера
- освоят использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач
- усовершенствуют умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа, представления информации
- приобретут опыт установления причинно-следственных связей, построения рассуждений
предметные:
-познакомятся с основными компонентами питания
- в ходе практической работы узнают о пагубном действии нездоровой пищи на организм
- научатся определять питательную ценность продуктов, составлять меню.

Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Обязателен ли завтрак?
Проблемные вопросы учебной темы
Чем питались наши бабушки и дедушки?
Все ли полезно, что мы едим?
Что такое здоровое питание?
Учебные вопросы
Какую пищу ты любишь? Как ты думаешь, полезна ли она для твоего здоровья? Как организм реагирует на вредные продукты?
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
Стартовая презентация
Мозговой штурм
Анкетирование детей и родителей «Как ты питаешься»
Таблица личного участия
Дневники исследования
Проведения тестирования по итогам  работы над проектом, представление итоговых работ.
Описание методов оценивания
Перед началом проекта проводится стартовая презентация, анкетирование детей и их родителей,а также постановка задачи в работе над проектом.
В ходе реализации  проекта проводятся промежуточные итоговые занятия, даются  задания: придумать рецепт  с использованием полезных продуктов, подобрать иллюстрации
По окончании проекта проводятся итоговое тестирование и представление творческих работ



т

Модуль 1


Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации?

Решение проектных задач учит:
·      видеть проблему
·      анализировать сделанное - почему получилось/не получилось
·      ставить цели
·      составлять план своей деятельности
·      представлять способ действия в виде схемы-модели
·      проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

Анализ задач




Задача 1
Задача 2
I. Основной предмет, связанные предметы 
Окружающий мир
Окружающий мир, математика
II. Педагогическая задача
Узнать вид пингвинов
Узнать вид пингвинов
III. Как сформулировано условие задачи для учащихся
Данные для решения задачи сформулированы
Данные необходимые для решения "зашумлены" лишней информацией, не содержат четких формулировок, содержатся не все данные
IV. Соответствие структуре: 


нет


есть
1.описание      ситуации, содержащей проблему
2.в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
нет
да
3.задание (или несколько заданий)
1 задание
несколько заданий
4.описание конечного «продукта» 
-
есть
5.            решение задачи, направлено на создание «продукта»/ "продуктов"
нет
да
6. итоговый продукт презентуется и оценивается публично
-
да
Вывод:

Проектная задача
























Вводный модуль 

 Анализ программы
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая  каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.  
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление.
Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.
Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
в процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий, а именно:
1.      Проектировочные – осмысливание задачи. Планирование этапов предстоящей деятельности.
Проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы (с.48)
2.      Исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
3.    Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. (с.42)
4.      Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
5.      Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
6.      Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
7.      Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
8.      Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом образования.
Я считаю, что метод проектов может быть инструментом оценки. Лист самопроектирования учащийся самостоятельно заполняет, начиная со второго класса, определяя свою индивидуальную образовательную траекторию. Этот вид деятельности направлен на формирование навыков самооценивания, саморегуляции, осознанное формулирование образовательных запросов. Анализ листов самопроектирования позволяет проследить формирование компетентностей в сфере здоровьесбережения, социализации, цслеполагания, самопроектирования.
Формой самооценки и оценки результатов продвижения по индивидуальной образовательной траектории является портфолио ученика, где отражается пошаговое продвижение к цели, успехи и достижения


1 комментарий:

  1. Проектная задача "Создание карты расселения животных, занесенных в Красную книгу".
    Сама идея очень хороша. Детям будет интересно побывать в роли экологов. Но только, на мой взгляд, формулировку задачи нужно немного упростить для детей 3 класса: (в связи с крайне агрессивной антропогенизацией нашей планеты, восстановить популяцию исчезающих видов). Не знаю, как для Ваших учеников, но для моих такие фразы будут не совсем приемлемы. Цель деятельности понятна: расселить животных по планете в зависимости от описания некоторых животных и условий их местообитания. Я правда не совсем поняла, в заголовке, наверное, слова "в океане" лишние? Четко описан продукт - карта "Животный мир Земли". Время выполнения вполне реально. Хорошо подобран справочный материал. Если немного подредактировать - хорошая проектная задача получилась!

    ОтветитьУдалить